Здесенко Андрей - основатель CHARISMA Fashion Group, ресторанов Vapiano, президент корпорации «Биосфера». Входит в число 100 богатейших украинцев 2016 года по версии Forbes. Персональный слоган Андрея Здесенко: «Open for you» («Открыт для тебя»). Он всегда открыт для обратной связи, интересных идей и различных мнений. Именно благодаря такому подходу бизнесмену удается глубоко разбираться в новых и амбициозных проектах. Он с полной уверенностью заявляет, что когда занимаешь позицию ученика и проходишь весь путь развития, то понимаешь саму суть, ДНК нового бизнеса.

Сегодня Андрей заглянул в KAMANA, чтоб поговорить с Кристиной Курганской о своем парфюмерном гардеробе.


Что для Вас запах и какую роль он играет в Вашей жизни?

- Если говорить о запахах, то для меня, как и музыка, они являются очень важной составляющей жизни, окружения, вкуса. Ведь прежде, чем мы что-то пробуем, входим в какое-то помещение, или путешествуем, то всегда чувствуем шлейф запахов. От того, насколько это приятно, комфортно, изысканно, интересно – у нас сразу складывается картина. Как и звук, запах, пожалуй, один из важнейших факторов идентификации мира.



Как Вы считаете, какую роль играет запах в fashion-индустрии, в одежде, в образе человека?

- Я думаю, что, в первую очередь, это запах самого человека. Гигиена, уход за собой, определенная опрятность – это номер один. Настоящий джентльмен может не носить аромат, но его тело и он сам источают какие-то флюиды. Сейчас многие производители одежды используют легкие ароматизаторы во время производства и придают особый аромат своим изделиям. То есть, если мы возьмем определенные джинсы, например, Jacob Cohen или Tramarossa, то мы почувствуем этот тонкий запах, и сразу сможем сказать, что вот это Jacob Cohen, а вот это Tramarossa. Я не говорю уже о Abercrombie&Fitch. Если вы идете рядом с этим магазином, за километр или уже за  полкилометра, их запах начинает действовать, и ты понимаешь, да-да, это Abercrombie. Поэтому, конечно, все больше и больше запах используют не только в fashion-бизнесе, а повсюду. Трендом сейчас можно назвать и усложнение запахов. Конечно, основа заключается в простоте, но мы хотим сложных запахов, это интересно.



Можно ли назвать сложные запахи, о которых Вы говорите, более глубокими? Лично Ваш парфюмерный гардероб – насколько он велик?

- Год назад я вообще не пользовался парфюмами. У меня было такое мнение, что парфюм – это некий искусственный элемент (поскольку для мужчин украшения или парфюм, наверное, лишнее). Есть много других инструментов, благодаря которым мужчина может себя реализовать. Но я случайно нашел один аромат, с которым почувствовал себя исключительно комфортно. Первый аромат Ralph Lauren, как сейчас помню, был куплен для моего нового кабинета, очень терпкий, очень сложный, интересный, и у него действительно очень красивый современный дизайн. Потом уже был лично мой аромат – Flash Back Olfactive Studio. Этот же аромат на мне сегодня. Сейчас же я стал экспериментировать. Компаний очень много, и если раньше я отдавал предпочтение крупным брендам, то сейчас использую оппозитную стратегию – мне нравятся небольшие компании, которые корпят над созданием своих шедевров, сложных, необычных, не таких, как все. Могу привести пример. Я был на after-party после модного показа – и мне навстречу шла женщина, которую я не знал. Она остановилась и замерла. Я вначале не понял, в чём дело, и, поздоровавшись, она произнесла: «Я запала на ваш аромат». Она стояла, внюхивалась, аромат ее очаровал. В тот момент аромат, наверное, все-таки был отдельно от меня. 


Но ведь на самом деле есть Ваш аромат и парфюм, который звучит на Вас, поэтому я думаю, что ее очаровал симбиоз…

- Синергия. Вот такой результат. Зачастую, мне кажется, что тот правильный аромат вначале ты не стараешься разбить на составляющие. Не важно, олицетворяет он человека или нет, вкусно или нет. Ммм… [Вдыхает] Вот такой эффект должен быть от правильного аромата, а потом уже ореховая скорлупа, или может быть кора дуба, или жухлые листья осенью, сельдерей, ель, цитрусовые нотки… Но первое впечатление – это аутентичность аромата и его хозяина.


BRECOURT  Ramon Monegal


На что Вы обращаете внимание при выборе парфюма, что для Вас важно? Кстати, визуальная упаковка и форма важна для Вас? 

- В том числе. Я обращаю внимание на сам бренд, на упаковку. Бренды с ярким привлекательным дизайном вызывают подозрение, мне они даже не интересны. Я понимаю, что это для всех. Все начинается с упаковки, потом, конечно, сам аромат. Первые впечатления, потом послевкусие, и как он раскрывается чуть позже. Это тоже очень важно, потому что мы носим аромат в течение нескольких часов, его звучание, благозвучие и ноты очень важны. Кажется, я небольшой специалист, но аромат может деградировать в какой-то примитивный, простой, тройной, может разрушить тот magic, который был в самом начале. Здесь это искусство, труд и страсть, которая стоит за производством аромата.



Есть ли у Вас любимые ингредиенты, которые звучат в парфюмах на Вас или же на ком-то другом? Или для Вас важны сами аккорды?

- Если говорить о том аромате, который я люблю вдыхать, это запах сигары, который ассоциируется с мужским таинством. С деревом. С комфортом, уютом, камином. Такие глубокие мужские вещи. Мне также нравится запах горького шоколада, ванили, карамели. Это из детства. Также нравится запах лайма и виски. Нравится запах старых книг – это тоже из детства.


Чем еще для Вас пахнет детство, кроме книг?

- Котлеты, запах гречневой каши. Как ни странно, мне сейчас вспомнился запах свежевыстиранного белья. Детство… Это снег, когда ты выходишь, и он хрустит под ногами, это санки, это морозный день, предвкушение чего-то фантастического.



А какой запах имеет для Вас любовь? И есть ли вообще у этого чувства запах?

- Я думаю, что есть якорные запахи, в которых мы эволюционируем. Встретили впервые человека, признались в любви – тогда это, наверное, запах глинтвейна в парке или на лыжном курорте. Возможно, это горячий шоколад, запах Наполеона (из детства тоже, кстати), запах губ, запах тела, потому что у каждого свой специфический запах. Отношения и химия начинаются с запаха тела, с запаха человека, который становится любимым, близким человеком. Мы источаем запах, мы работаем – это спорт, это активность, мы злимся – организм реагирует и выдает эти запахи. Для меня, наверное, запах любви – это когда мы не чувствуем раздражения от запаха любимого человека. Мы его принимаем, и для нас он нормальный. Если пот – это пот, если страсть – это страсть. На глубинном уровне мы знаем, как пахнут мочки ушей, как пахнет шея, разные части тела пахнут по-разному. Это даже уже, наверное, не любовь. Запах переносит нас к событиям. Слушаешь запах – и сразу всплывает целая история.



Мы говорили только что про любовь к женщине, но…

- Да, есть любовь к детям. У меня сын и дочь. Сыну 15, дочери 11. Я помню, когда они были маленькими, какой у них был запах. Какой запах сейчас – ты иногда не можешь нанюхаться, потому что это запах твоих детей и это то, что тебя очень сильно наполняет. И это любовь безусловная, в чистом виде. Даже запах свежевыглаженной детской пижамки.


А счастье?

- Я считаю, что счастье – это ощущение мига. Ты не можешь быть все время счастлив. Запах счастья… Запах шампанского, когда мы празднуем победу. Возможно, когда ты первый раз садишься в такую долгожданную машину и ты в ощущении приключений. Когда ты заходишь в новую квартиру после ремонта. Или ты привез какой-то очень хороший дорогой диван или мебель – и это запах новой вещи. Запах камина, когда ты его разжег и сидишь в обнимку с любимым человеком. Это тоже момент счастья.



Как должна пахнуть женщина в Вашем представлении?

- Немного провокационный вопрос. Не простой. Женщина бывает в разных ипостасях. Женщина на переговорах, женщина в театре, женщина на свидании, дома… Пожалуй, единственная ассоциация, которая мне приходит – это или мы не замечаем запах женщины, то есть ничего не отвлекает, и очень все гармонично, или когда мы говорим «Вау!», то есть этот запах подходит человеку, он аутентичен, он раскрывается. Если говорить о женщине, то, безусловно, это женственность, стиль, нежность, уверенность, глубина, сексуальность. Очень важно, чтобы женщина любила себя. Если она любит себя, она заботится о себе. Она заботится не только для себя, но и для своего мужчины. Очень значимым и редким качеством является интеллект, сложность женщины, утонченность. Как отразить утонченность? Наверное, через сложный аромат. 


А мужчина?

- Ум, харизма, характер, открытость. Красота (не обязательно внешняя), достоинство, уверенность, сила, целеустремленность.



Если бы у Вас была возможность создать свой парфюм, для кого он был бы создан и какое послание он бы нес?

- Для мужчин. Я скорее больше понимаю мужчин. Однозначно, это должен быть аромат с характером, сложный. Мне нравятся ноты сугубо мужские: комбинации горьких нот, достаточно ярких цитрусовых нот (свежесть), торфяные нотки. Это легкий аромат, не тяжелый с интересным, особенным дизайном. Необязательно, чтобы в этикетке было много цветов, но это должно быть что-то очень необычное. Я очень люблю толстое стекло. Вообще люблю вещи со смыслом. Какой-то интересный камень. Возможно, это будет форма, взятая из совершенно другой индустрии. И, конечно, должна быть узнаваемость. Думаю, это был бы аромат, от которого не устаешь. Мне бы хотелось создать такой аромат, с которым бы было очень комфортно.


Вы разделяете для себя ароматы на дневные, повседневные или для каких-то специальных случаев, сезонные?

- Да, сейчас да. Летние ароматы должны быть легкие, легковесные, потому что жарко. Осень, зима – это другой тип одежды, времяпрепровождение в закрытых пространствах, с этим тоже нужно считаться. Вечерние ароматы, для какого-то особенного случая, это тоже совсем другое дело. Я считаю, что обязательно должно быть несколько ароматов. Вечерний аромат должен быть интенсивным, дневной аромат – более сдержанным и эмоционально не такой сильный и яркий. Но  когда аромат очень сильный, это уже на уровне физического дискомфорта. При этом даже если дышать ртом, все равно будешь что-то чувствовать (смеется).


- Да, послевкусие будет однозначно, потому что это сила запаха.